ПОДДЕРЖКА СВОИХ И СПАСЕНИЕ ДЕРЕВНИ: ИНТЕРВЬЮ С АРТ-ДИРЕКТОРОМ АРТ-РЕЗИДЕНЦИИ МАРЬИН-ДОМ АННОЙ ЗЛОТКО

Мы поговорили с Анной Злотко о том, как зародилась идея арт-резиденции "Марьин Дом", есть ли перспективы у северной деревни, что может помочь развитию и что создает проблемы. /Обо всем этом и о многом другом читайте далее.
Р - редакция, А - Анна Злотко

Р: Анна, расскажите, когда вы впервые узнали про Марию Дмитриевну? Какие у вас были впечатления?
А: О Кривополеновой я узнала еще в детстве, ведь я родилась в деревне Чакола, где находится могила сказительницы. Моя мама была школьным библиотекарем, и наши северные сказки всегда были у нас на слуху. А еще я очень любила ходить в сельскую библиотеку к тете Тане (прим. библиотекарь - Зайцева Татьяна Феодосьевна), в библиотеке висел очень красивый портрет сказительницы, подаренный библиотеке художником Владиленом Бутюковым в честь празднования 150-летия Махоньки. Этот праздник до сих пор вспоминаю как один из самых ярких моментов моего детства.Очень много людей собралось тогда в Чаколе, а мы ученики 6 класса инсценировали сказку "Горшочек лихо мыть". Я играла ленивую бабку, и признаюсь, это было очень волнительно. А в 14 лет я участвовала в районном конкурсе сочинений про малую родину, и в моей работе была часть, посвященная великим людям Севера. Работа заняла второе место и была напечатана в газете "Пинежье". В ней были такие строки про Марью Дмитриевну:

МАХОНЬКА, МИЛАЯ МАХОНЬКА,
В ДОМ СЕВЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ ТЫ ВОШЛА.
ТЫ ДВЕРЬ В НЕГО ОТКРЫЛА ПОТИХОНЬКУ,
НО СТОЛЬКО В МИР С СОБОЮ ПРИНЕСЛА.
ТЫ ПРИНЕСЛА НАМ СКАЗКИ И БЫЛИНЫ,
В НИХ МУДРОСТЬ СЕВЕРНОГО ЛЮДА СОБРАЛА.
ТАЛАНТ, МАХОНЬКА, ТВОЙ НЕПОВТОРИМЫЙ
ЕГО ТАЛАНТОМ СЕРДЦА Б НАЗВАЛА.

Р: как возникла идея проекта Марьин Дом?
А:идея сделать музей Махоньки сначала появилась у моей мамы Глухаревой Надежды Андрияновны. После выхода на пенсию она собрала очень много материала по жизни и творчеству сказительницы. Я решила поддержать маму, поскольку считаю, что имя "государственной бабушки" незаслуженно забыто.
Вокруг много говорят о патриотизме, о воспитании молодежи, о современных тенденциях, забывая о своих "корнях". Я обращалась с этой идеей в разные инстанции, но увы, отклика не получала. Пока не обратилась к директору АНО "Открытая идея" Светлане Пачиной. Света поддержала нашу идею, так появился проект "Марьин Дом".

Р: вы выиграли президентский грант на реализацию проекта, но четверть суммы привлекли самостоятельно. Легко ли было найти ресурс?
А: грант выдается при условии софинансирования. и речь идет не только о собственных и привлеченных спонсорских суммах на определённых стадиях проекта, но и о готовности работать бесплатно - "волонтерить". Отделочные работы, приобретение материалов - все за свой счет. Все экспонаты и книги мы тоже приобрели сами. Командировки, публикации, сувениры, полиграфия - это неполный перечень статей расходов, которые мы взяли на себя.

Р: сколько людей участвует в реализации проекта?
А: команда проекта - это три человека. Директор Светлана, арт-директор - я, директор музея - моя мама. Но это не все, у "Марьина Дома" очень много лиц) Мы даже назвали так наш очередной фотопроект. Это люди, которые прямо иликосвенно помогают нам в реализации проекта. Строители, водители, фотографы, дизайнеры, видеоператоры, артисты и многие другие. Наш альбом постоянно пополняется)

Р: у вас есть какое-то распределение ролей или каждый делает то, что в данный момент наиболее важно?
А: конечно, есть. светлана отвечает за организационную часть - бухгалтерия, документы, отчеты в фонд. на мне - непосредственно процессы, творческая часть, PR-продвижение.на маме - сам музей в чаколе.

Р: много ли средств в проекте пойдет на строительные работы? Грант это позволяет?
А: да. стройка стала самой затратной статьей, поскольку дом к моменту его передачи нам находился в очень плохом состоянии, и вместо утепления и косметических работ, нам пришлось в зимнее время делать грандиозные строительные работы по замене венцов, полов, печей и прочего. При этом весь строительный материал приобретали в Архангельске и везли в Чаколу. Большая часть строительных материалов была приобретена за счет средств гранта, остальное - софинансирование. Строители постарались на славу, и до начала ледохода успели сделать большую часть внутренних работ. Огромное им спасибо. Работу мы принимали в день рождения Махоньки, это ли не самый лучший подарок?

Р: работу строителей вы тоже оплачиваете или это волонтеры?
А: да. строительные работы бригады оплачиваются в рамках гранта. и мы специально искали и ждали нашу местную бригаду, чтобы не платить приезжим, а поддержать своих. А вот демонтаж старых покрытий делали своими силами, тут спасибо моим родителям Надежде и Сергею. И повторюсь, вся отделка помещений будет выполняться также нашими силами.

Р: в целях проекта указано, что он был разработан для изучения культурного наследия Пинежской глубинки. Но подразумевает ли это какие-то преимущества для жителей деревни Чакола?
А: деревня вымирает. и это факт. одной культурой сыт не будешь, но я считаю, что музей немного вдохнет жизнь в деревню, вызовет интерес людей, и в том числе позволит нам привлечь внимание властей к таким проблемам как отсутствие связи и дорог.

Р: как вы думаете, есть ли потенциал у масштабирования проекта? Ведь в свое время М.Д. Кривополенова была связана и с Пинегой и с другими местами района.
А: я верю, что у нас это получится. в перспективе - пеший маршрут по "хлебным" местам, по тем деревням, где Махонька ходила "по кусочки".

Р: в Пинеге существует проблема старинного здания, подаренного купцами городу. Речь идет про "Белую школу". Здание не эксплуатируется и не является ни региональным не федеральным памятником. Сейчас зданию требуется срочный ремонт крыши стоимостью около 3 млн рублей. Как вы думаете, возможно ли решить вопрос сохранения здания аналогичным способом?
А: Да, я видела это здание, оно с историей - и это прекрасно. думаю, можно идти тем же путем. Социо-культурный проект. Либо искать спонсоров, но это гораздо сложнее.

Р: что на ваш взгляд больше всего препятствует выживанию и развитию удаленных деревень района?
А: дороги. транспортная артерия, связующая наш район внутри, как единый организм, и вне - с Архангельском и другими городами.

Р: как вы думаете, существует ли у Пинежья серьезный туристический потенциал? Может ли эта отрасль стать более приоритетной, нежели рубка леса?
А: потенциал есть. приоритет лично для меня - очевиден, я вижу комплексное развитие деревни - это и сельское хозяйство (к сожалению, сведенное к нулю), это и грамотная лесная промышленность, и туризм. И там и там нужна ДОРОГА.

Р: часто на просторах социальных сетей появляется идея возобновления речного сообщения по Пинеге. Принесет ли подобный транспорт позитив в развитие деревень, даже если он будет лишь сезонным? Что вы думаете по этому поводу?
А: Пинега обмелела, это уже не та река, что я помню с детства, поэтому, видимо, речь идет о каких-то небольших речных судах. конечно, я за.

Р: если вам предложили бы решить 3 проблемы, препятствующие развитию деревни Чакола, что бы вы сделали в первую очередь?
А: дороги. связь. сельское хозяйство

Р: в 2023 году будет 180 лет со дня рождения государственной бабушки. Будет ли музей проводить какие-то широкие мероприятия по таким датам или пока об этом речи не идет?
А: мероприятия будут точно. и в самой Чаколе. и выездные.и не только по таким поводам. Для этого и живет проект.

Р: кого из пинежан прошлого помимо М.Д. Кривополеновой вы считаете достойными для создания музея их имени?
А: Недавно мы с пинежскими коллегами обсуждали идею музея нашего земляка путешественника Семёна Ивановича Дежнёва. Очень надеюсь, кто-нибудь так же вдохновится, как мы, и на Пинежье будет еще одна "точка" притяжения.

Р: небольшой блиц-опрос. Как вы любите отдыхать?
А: я отдыхаю в путешествии. в движении. в изучении нового, когда глаза видят красоту.

Р: ваша любимая книга?
А: люблю сказки. с детства.

Р: самое красивое место на земле?
А: не скажу, а то другие места обидятся).

Каталог:

ПОДЕЛИТЬСЯ