КОРОЛЕВСТВО КРЕСТОВСКОГО: ЦЕЛЬ МАСТЕРА СОЗДАВАТЬ ГАРМОНИЮ

По дороге в Пинегу из Архангельска на последней четверти пути есть деревенька Каргомень. По одной из версий, где-то в этих местах родился великий русский землепроходец Семён Иванович Дежнёв. Но пока исследователи разбирают почерк писарей семнадцатого века, туристы с радостью едут в Каргомень посмотреть на жизнь и творчество совсем другого человека. Первые экспонаты встречаются еще на въезде в деревню: Мельница, афроамериканка-снегурочка, (привет всем, критикам ремейка «Русалочки») и другие арт-объекты, которые сопровождают гостей деревни по дороге к дому Сергея Крестовского.

Сергей Евгеньевич Крестовский Родился в 1959 году, в Няндоме. Мать работала бухгалтером, отец на железной дороге. В юном возрасте Сергей переехал в Архангельск, поскольку его маму перевели по работе в столицу Поморья. Так до последних лет Сергей в Архангельске и жил. Работал в структурах милиции и раньше никогда созданием скульптур не увлекался. Вышел на пенсию. Около четырех лет назад у него начались проблемы со здоровьем, потребовавшие хирургического вмешательства. Сергей уверен, что после первой операции из-за своего вынужденного бездействия в больнице в нем и проснулось желание изменять мир вокруг себя.

С Каргоменью Сергея связывает супруга, которая родом из этой деревни. Сруб под дом ему помогли создать родственники, а вот отделкой и планировкой внутреннего пространства Сергей занимался самостоятельно. По его словам из дома ведут несколько выходов, позволяющих ему попасть практически в любое место почти мгновенно. Воду Сергей качает из озера насосом, а вот обогревает свой дом по старинке - печным отоплением.

Возле дома Крестовского нас встречает одухотворенная надпись, выполненная из бутылочных крышек на заборе автора и небольшой, на первый взгляд милый теленок, ростом с овчарку. Миловидное настроение молодого бычка быстро пропадает и он начинает рыть копытами землю,  проявляя все большую агрессию. От недружелюбного теленка мы укрываемся во дворе Сергея, перепрыгивая через забор.   Вместе с мастером лето в деревне проводит собака Муля. Небольшое животное отважно защищает своего хозяина и его гостей от любых напастей. В прошлом году, когда мы побывали в гостях у Сергея впервые, Муля за 10 секунд звонким лаем прогнала от дома  матерого быка и не успокоилась до тех пор пока рогатый не ушел на безопасное расстояние. Сейчас Сергей старается выпускать Мулю лишь в исключительных случаях, так как владельцы гуляющего без присмотра скота возмущаются, что их собственность гоняет от своей территории маленькая собачонка.

ПЕРВОЙ БЫЛА МЕЛЬНИЦА

Сергей Евгеньевич очень открытый и позитивный человек, с удовольствием проводит экскурсию по своей территории, превращенной в ожившую сказку. Тут и Д'Артаньян со своими коллегами по мушкетерской братии, тут же и древний дракон из китайской мифологии. Башня, пиратский кораблик и идиллический прудик с утками.  Сергей не ставит целью создавать композиции в едином стиле или взять какую-то конкретную эпоху за основу. Его цель делать красивые экспонаты, по возможности используя натуральные материалы или вещи, которые владельцы готовы выкинуть на свалку. К мушкетерам автор необычных экспонатов испытывает особую любовь и симпатию. Любимый писатель Сергея = Александр Дюма-старший, а лучшей книгой Крестовский считает приключенческий роман "3 мушкетера". К слову, мушкетеры -  одни из самых трудных его работ, так как их плащи созданы целиком из бутылочных пробок. Пробки Сергею Крестовскому помогали собирать все желающие. "Привозили даже из Голубино", - делится воспоминаниями мастер. Главные помощники в создании скульптур у Сергея топор и бензопила. Никаких особых умений и знаний по его мнению для такой деятельности не требуется, достаточно лишь желания, терпения и усидчивости. Некоторые экспонаты мастер переделывает по 3-4 раза, пока не добивается идеальной гармонии. Первым экспонатом стала мельница, созданная сергеем на деревенской улице. Мастер рассказывает, как сотворил её за несколько дней из подручных материалов. Потом, как всегда, стал переделывать и обновлять. ИЗ всех своих работ Сергей больше всего ценит пруд, который возведен в нескольких шагах от главного крыльца в его дом. Камни для этой инсталляции Сергей собирал со всех мест, привозя их на тачке, особо большие валуны привезли на телеге знакомые. С высадкой цветов помогла супруга. Жена Сергея поддерживает его стремление заниматься творчеством, хотя сама участвует в основном лишь в подготовке материалов, поиске и приобретении костюмов.

Сергей подходит к изготовлению и обновлению скульптур основательно. Львиная часть всей работы  не на улице, а на бумаге. Чертежи, проектирование, поиск новых идей и решений, - все это происходит задолго до того, как мастер берет в руки инструмент.

У Сергея нет недостатка в гостях, только за это лето приехало порядка полусотни туристов. Бывали и иностранцы. Одна итальянка заметила, что впервые видит такое удивительное царство. Дети, попадающие в королевство Крестовского моментально находят две точки притяжения: пиратский корабль и замок. "В прошлом году туристы бывали почти каждый день. А порой и по несколько раз за день. Приезжали даже целыми автобусами, вообще не продохнуть было", рассказывает с улыбкой Сергей Евгеньевич. "Но я денег ни с кого не беру, это моя принципиальная позиция, мой двор открыт исключительно на бесплатной основе", твердо заканчивает он. Альтруизм мастера поддерживает и его супруга, согласная с тем, что творчество её мужа должно оставаться бесплатным и доступным всем желающим. Единственное, о чем семья Крестовских просит гостей, это вести себя цивилизованно, соблюдать правила гостеприимства и не уносить с собой ничего из экспонатов или их частей. С вандализмом мастер тоже сталкивался. Некоторые экспонаты, которые Сергей размещал на остановке у дороги Архангельск-Пинега приводили в негодность или глумились над героями. По этой причине теперь большая часть фигур доступна лишь во внутреннем дворе семьи Крестовских. Не все гладко и с местными жителями. Когда Сергей пытался благоустроить общественную территорию, установив там тот или иной экспонат, некоторые из проживающих в деревне начинали агрессивные нападки, утверждая что раз земля Сергею не принадлежит, то и строить он на ней ничего не может. "Я пытался разговаривать, убеждать, что это же для всех делаю, чтобы деревня стала более красивой и интересной", - с горечью в голосе рассказывает Сергей Евгеньевич. В конечном итоге мастер отказался от выхода во вне и сконцентрировался на экспонатах исключительно на своей территории.

Сейчас автор царства Крестовских живет в деревне лишь от снега до снега, но пару зим он здесь все-таки провел и даже в суровый мороз продолжал что-то делать, обновлять и ремонтировать. Сейчас оставаться на зимовку в деревне мастеру не позволяет здоровье. Ближайшие больницы за полсотни километров, да и их возможности по скорой помощи весьма не велики. Львиная доля экспонатов уезжает зимовать в дом вместе со своим создателем, так как некоторые материалы чувствительны и к атмосферным осадкам, изменению влажности  и к перепадам температур. Теперь все свободное зимнее время у Сергея тратится на бумажное проектирование и проработку различных идей. "Я с детства был фантазером, хотя это ни во что особо не выливалось",- делится откровениями Сергей Евгеньевич. В это лето мастер в основном обновляет фигуры, так как его стали одолевать проблемы со здоровьем. Но все же не оставляет надежды смастерить большой пиратский корабль, высотой в несколько метров, а так же найти в лесу подходящую корягу и смастерить из нее дракона, которого по мнению Крестовского стоит разместить на крыше замка. Но нет худа без добра: с мая Сергей увлекся новым хобби: учится играть на гармони. Обучение происходит, как и в случае с творчеством находу. Сергей Евгеньевич ищет в интернете литературу, читает, пробует и набирается опыта. Самыми любимыми песнями считает русские народные и фольклор. "На гитаре я в молодости играл, а на гармошке нет, хотя она мне всегда куда больше нравилась. А в этом году жена подарила, вот и пробую себя в новой ипостаси". На басах будущий музыкант еще играть не научился, чем сейчас плотно занимается. Превосходного слуха нет, но Сергей уверен, что и без этого можно добиться определенных успехов.

Не смотря на свою открытость Сергей Крестовский не откликается на призывы создавать арт-объекты за денежное вознаграждение или работать в роли наемного служащего. "Меня много куда приглашали, когда за деньги, когда даже просто так, но я не стремлюсь к внешней экспансии", - рассказывает он. По словам мастера, многие не понимают, что его работа, это долгий и трудоемкий процесс. Некоторые свои экспонаты Сергей доводит до совершенства годами. "Я рад бы съездить в Голубино, Северодвинск, еще куда-то, но во-первых, здоровье уже не то, а во-вторых, все, что я делаю, это очень и очень долго". Главная цель жизни Крестовского оставить после себя то, что оценят потомки. Что на Пинежье существует еще одна мастерица, создающая уникальные в своем роде фигуры Сергей Евгеньевич знает и очень хочет побывать у Алёны Вальковой  из Пинеги в гостях. Про созданный девушкой пятиметровый хвост кита мастер не слышал, но твердо решил познакомиться с творчеством пинежанки при первой же возможности. Наверное, не стоит удивляться, если спустя некоторое время во владениях Сергея Крестовского появится совершенно новая и ни на что не похожая фигура из ивовых ветвей.

***

В этом году у  мастера родилась заветная мечта. Когда Сергей Евгеньевич научится играть на гармони, он готов приглашать в свои владения всех желающих и давать для них бесплатные концерты. "Голубино, Пинега, все деревни вокруг, я всех готов приглашать, чтобы они сюда приезжали, смотрели на созданный тут мир и слушали народную музыку",- мечтательно добавляет Сергей Крестовский. Что же, нам остается пожелать этому удивительному человеку удачи и порадоваться за то, что на пинежском небосводе звездочка Крестовского очень скоро засияет в музыкальном спектре.

Каталог:

ПОДЕЛИТЬСЯ